"Бог-Отец сидящий на престоле своем"
худ. В. М. Васнецов.
"Крещение св. князя Владимира"
худ. В. М. Васнецов.
"Св. князьМихаил Тверской"
худ. В. М. Васнецов.
"Св. князь Глеб и св. княгиня Ольга"
худ. В. М. Васнецов.
"Въезд Господнь в Иерусалим"
худ. П. А. Сведомский
.
"Бог-Слово" - "В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово"
худ. В. М. Васнецов.
"Св. княгиня Евдокия"
худ. В. М. Васнецов.

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (13)


Художественную программу для собора св. Владимира пр. Прахов, считавшийся в России "глубоким знатоком церковной археологии".

Энергичный профессор представил подробную записку о внутреннем убранстве собора, составил рисунки на различные части отделки, кроме лицевых изображений и пригласил к расписанию стен храма художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, П. А. Сведомского и В. А. Катарбинского. Позже к ним присоединились М. В. Врубель, А. С. Мамонтов и Н. К. Пимоненко. Подмалевку и другие работы, под руководством этих художников делали г.г. Науменко, Костенко и Замирайло.

Работы внутри храма начались и тянулись без перерыва до самого момента освящения собора, т. е. до 20-го августа 1896 г.

Для того, кто входит впервые во Владимирский собор захватывает всецело запрестольный образ Богоматери Васнецова, " в золотом полусвете высокой ниши, прилегающей к главному куполу, на легких облаках, холодно и нежно освященных зарей, Небесная Царица и Земная Мать Бога несет грешному миру Сына Своего Единородного".

Оторвавшись от чувственного образа Богородицы и оглядевшись, прихожанен буквально тонет в захвативших его волнах золотого цвета, запутывается в завитках тонкой резьбы и изгибах причудливого орнамента. С высоты столбов взирают на него русские христианские святые, в парусах храма бог творит мир, а стены исчезают за видениями билейской истории и картинами начала христианской истории.

Сам профессор Прахов объяснял, эту сказочную веселую роскош собора так: "Со всех сторон изображения святых обвиты орнаментами, праздничная яркость которых сначала кажется слишком веселым, слишком дисгармоничным фоном, для строгих лиц отшельников и мучеников, но вскоре начинаешь угадывать, что в этой орнаментике так же, как и в свежем, ярком колорите одежде и лиц большинства угодников, в спокойствии их поз, в их просветленном взгляде сказалось наше русское понимание слов Христа: "Иго Мое благо и бремя Мое легко есть".

Суровый византийский прообраз христианского храма был так сильно переработан, что угадать его в сказочном многоцветии киевской церкви непосвященному человеку сложно. Тем не менее, профессор Прахов в оформлении Владимирского собора в качестве первоисточника выбрал именно Византийский древний храм.

Как и весь характер внутреннего убранства, орнамент Владимирского собора выдержан в Византийском стиле. Пальмотные ветки, кресты, павлиньи перья, виноградные гроздья украшающие стены киевского храма - мотивы взятые из убранства старых христианских церквей Иерусолима, Константинополя и Палермо, но как же далеко отошли русские художники от выбранных образцов!

Главное требование, какое живопись предъявляет к орнаменту, что бы он не заглушал ее, а был ей рамой или более или менее вдохновленным аккомпанементом к ней - это требование выполненно художниками безупречно. Орнаменты для Владимирского собора писали Васнецов, Сведомский, Мамонтов и Врубель.

ГЛАВНАЯ

01030, бул. Тараса Шевченко 20. ближайшие метро "Университет",
из метро на право пешком 250 метров по бульвару.
тел. (044) 225-03-62

УЛИЦЫ и ДОМА КИЕВА

ВОЛШЕБНЫЕ САДЫ и ПАРКИ КИЕВА

МУЗЕИ КИЕВА

ЭКСКУРСИЯ ВО ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

КИЕВСКИЕ МОНАСТЫРИ и ЦЕРКВИ

ПАТРИАРШИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

© 2009 kievin.ru
kievin@yandex.ru
Мраморные работы в храме были выполненны товариществом Тузини и Росси. На иконостасы был употреблен светло-серый каррарский мрамор, на панели бельгийский, темно-зеленый и коричневый. Купол кивория из белого мрамора, опирается на монолитные колонны весом до 800 пудов каждая (13 104 кг.). Из мрамора сделан пол храма, шесть клиросов и ограда на хорах.

Рисунки всех мраморных орнаментов, так же как и проекты иконостасов принанадлежат пр. Прахову.

Бронзовые работы выполнены фабрикой Постникова. Часть изделий из бронзы были выполненны так же по рисункам профессора, это жертвеник, четыре бронзовых киота византийского стиля, пять аналоев, пятнадцать паникадил древне-русского стиля, тридцать четыре подсвечника древне-русского стиля и девятнадцать иконостасных ламп.

Владимирский собор. История возникновения
Владимирский собор. Комплект антикварных открыток.